Образовательные стандарты
Комментарий к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования
О стандарте дошкольного образования
Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование 1 ступень общего образования (ч.4 ст.10 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012г “Об образовании в Российской Федерации”) и должно регламентироваться федеральным государственным образовательным стандартом. В 2013 году такой стандарт был разработан, обсужден общественностью и приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013г №1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013г, регистрационный №30384) утвержден и введен в действие с 01 января 2014г.
Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)?
Это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее обьему, условиям реализации и результатам освоения Программы.
Цель ФГОС ДО:
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
- сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования. Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Принципы ФГОС ДО:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- полноценного проживания ребенка всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
В ФГОС ДО учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее- особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
ФГОС ДО направлен на достижение следующих целей:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Отличительная особенность Стандарта
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта- поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Участие родителей
Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом вправе “на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации” Статья 44 “Закон Об образовании в РФ” “родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования”.
• Родителям о ФГОС